Один из самых верных и простых путей к улучшению качества Ваших фотографий – уделить больше внимания освещению. Правильный выбор освещения во многих случаях даже более важен, чем выбор собственно объекта съемки; особенно это касается пейзажной фотографии. Один и тот же объект в различных условиях естественного освещения может выглядеть совершенно по-разному, даже когда источник света один и тот же. Нужно научиться подбирать освещение в зависимости от погоды и времени суток таким образом, чтобы представить Ваш объект в наиболее выгодном свете.
Время суток, направление камеры и погода – вот три основных фактора, которые влияют на представление объекта в естественном освещении. Сначала рассмотрим зависимость естественного освещения от времени суток в ясный день, а затем разберем более специфические погодные условия.
Общие вопросы.
Несмотря на то, что единственным источником естественного света является Солнце, освещение любого объекта на самом деле состоит из нескольких основных компонентов:
– прямой солнечный свет (теплый, высококонтрастный);
– рассеянный солнечный свет (холодный, низкоконтрастный);
– отраженный свет (его характеристики зависят от свойств предметов, от которых свет отражен).
В зависимости от времени суток соотношение этих компонентов изменяется, в результате чего формируется общая освещенность с различными характеристиками баланса белого и контраста. В первую очередь мы рассмотрим астрономический полдень (момент, когда Солнце находится в наивысшей точке), а затем – что происходит ближе к закату и восходу.
В зависимости от времени до или после полудня, Солнце расположено на разной высоте от горизонта. Чем ниже расположено Солнце, тем меньше контрастность освещения, что связано с рассеиванием света в более толстом слое атмосферы и более удобным углом для отражения его от земли. Атмосфера сильно рассеивает лучи синей части спектра, в результате – чем ниже Солнце над горизонтом, тем теплее освещение.
Кроме времени суток, на характер освещения сильно влияет погода, а именно тип и толщина облаков. Такое сильное влияние объясняется тем, что облака сильно изменяют баланс освещения в пользу рассеянного света, что, в свою очередь, влияет на видимую контрастность и цветовую температуру освещения. Ближе к концу статьи мы рассмотрим это влияние.
Солнечное освещение в ясный полдень.
Освещение в полдень представлено прямым, отвесным солнечным светом. Он мало рассеивается в атмосфере, а угол его падения близок к 90, поэтому не может создать хорошую подсветку за счет отражения. Из всех вариантов естественного освещения это – самое жесткое, яркое, максимально нейтральное и, обычно, наименее желанное для фотографа.
Увы, зная недостатки полуденного света, фотографы часто отказываются от фотографирования в этот период. И упускают при этом уникальные возможности! К примеру, вода при таком освещении выглядит более прозрачной, потому что жесткий яркий свет проникает глубже, а блики от поверхности не так выражены в связи с особенностями угла падения. С другой стороны, иногда стоит сделать кадр даже в невыгодном освещении, чтобы поймать редкий сюжет.
Маленькие хитрости. Возьмите на заметку, что при таком освещении насыщенность изображения получается достаточно низкой, а падающие отвесно вниз тени от носа и подбородка – не слишком хороший эффект для удачного портрета. Также вертикальное освещение не создает эффекта трехмерности для архитектурных объектов. Многие фотографы рекомендуют для снижения контрастности использовать поляризационные фильтры. Эти фильтры и правда могут помочь, но небо на таких фотографиях часто выглядит неестественно темно-синим. Если цвета блеклые, а тени выглядят слишком резкими – попробуйте сделать изображение черно-белым: при высоком контрасте такой прием может быть весьма выигрышным.
Ранний вечер и позднее утро.
Для вечернего и утреннего света характерны относительно длинные тени и более теплый спектр. Прямой солнечный свет направлен сверху и сбоку, что делает предметы более «выпуклыми», трехмерными. Такое освещение легче использовать, чем освещение на восходе или закате, в основном за счет того, что оно меньше зависит от облачности или расположения горных цепей у горизонта.
Маленькие хитрости. Ранний вечер и позднее утро – это, пожалуй, самое компромиссное в отношении света время суток. Освещение не такое нейтрально-белое, как в полдень, но и не слишком теплое, как во время заката и рассвета. Кроме того, свет падает под углом, поэтому хорошо отражается от земли и подсвечивает объекты, делая тени не столь контрастными, но не такими мягкими, как в сумерки или в пасмурную погоду. Освещение почти идеальное, но, как ни странно, это и есть его недостаток: фотографии могут получиться слишком «ровными», так как нет возможности акцентировать особенности объекта, используя игру света.
«Золотой час» и время рассвета/заката.
«Золотым часом» называют минуты непосредственно перед закатом и сразу после восхода. Часто это время считают наиболее оптимальным для фотографирования. Практически горизонтальное освещение формирует длинные тени и придает объектам мягкое, теплое свечение.
Рассветы и закаты дают восхитительные и очень разнообразные краски, в это время дня свет сильно подвержен влиянию погодных условий. Облака рельефно подсвечиваются снизу, и свет, отраженный от облаков, дает приятное и теплое освещение, совсем не похожее на рассеянный свет от лучей, прошедших сквозь толщу облаков.
Маленькие хитрости. Закаты и восходы обычно производят большое впечатление на человека, но этот эффект трудно транслировать на фотографию. Проверьте настройки баланса белого и насыщенности, чтобы не потерять теплые тона. Фотокамеры склонны давать ошибки экспозиции именно в условиях самого драматичного освещения, поэтому постарайтесь сделать несколько снимков, используйте точечную или центровзвешенную экспозицию.
Восход или закат?
Теоретически, характер освещения на рассвете и на закате одинаковый, но погодные условия могут делать их очень различными, поэтому многие фотографы предпочитают либо то, либо другое. Некоторые считают, что фотографировать лучше на закате, поскольку нужное освещение постепенно выстраивается по мере захода солнца и есть возможность выбрать более подходящий момент для съемки, в то время как на восходе освещение начинается с наилучшего и постепенно увядает. Кроме того, вовремя проснуться, собраться и к моменту восхода быть на месте съемки в летнее время, с его ранними восходами, может быть затруднительно. С другой стороны, на рассвете обычно бывает безлюдно, а утренний туман и роса придают фотографиям неповторимую атмосферу. Умиротворение и спокойствие восхода – особенно на водной глади – не свойственно закатным пейзажам.
Предутренние и вечерние сумерки.
Сумерки – это короткое время (около получаса) непосредственно перед восходом и сразу после заката. В это время небо еще светлое, но прямого солнечного света уже нет: основным источником света становится все небо, которое мягким градиентом переходит от теплых красновато-розовых тонов с одной стороны в холодные сине-фиолетовые – с другой. Освещение при этом очень мягкое, многоцветное и создает спокойное, мирное настроение.
Маленькие хитрости. Самым большим неудобством, пожалуй, является очень низкая контрастность и недостаточность освещения. Съемка «с рук» может быть затруднена, особенно при необходимости получить большую глубину резкости при закрытой диафрагме и большой выдержке. Автоматическое определение экспозиции в сумерках часто ошибается и делает изображение слишком контрастным, уничтожая тем самым мягкие, пастельные тона. В сумерках практически не встречается чистый белый цвет, что и ведет к ошибкам автоматического определения выдержки.
В сумерках иногда можно наблюдать феномен, который называют «альпийским сиянием»: это красноватый или розовый отсвет в небе от уже зашедшего солнца. Нет никаких гарантий появления этого отсвета, но, если Вам повезет его застать, он может очень удачно подчеркнуть теплые тона сумеречного неба.
Тень и пасмурная погода.
Освещение в тени крупных объектов или в пасмурную погоду обычно мягкое и холодное. Источник света распределен по всему небосводу, а попадание прямого солнечного света на объект исключено. Рельефные поверхности при этом выглядят не так подчеркнуто, а блики на гладких поверхностях рассеяны и смягчены. При таком рассеянном свете большую часть освещения предмета составляет отраженный свет, и цвета окружающих предметов могут сыграть большую роль: например, свет, отраженный от листвы и травы, может придать объекту зеленоватый оттенок.
Фотографы стараются избегать этого типа освещения, и тем самым допускают большую ошибку: яркий пасмурный свет при небольшой ровной облачности может быть идеальным для уличных портретов и съемки дикой природы (главное – правильно скорректировать холодные тона баланса белого). При портретной съемке в таких условиях не образуется жестких теней на лице, и это большой плюс. Пасмурная погода создает отличные условия для макросъемки ярких объектов, таких, как цветы – при этом цвета передаются ярко и насыщенно, а рельеф лепестков мягко подчеркивается. В пасмурный день хорошо снимать объекты, которые сами по себе имеют высокую контрастность, т.е. содержат как темные, так и светлые тона.
Маленькие хитрости. Старайтесь, чтобы в кадр не попадало ровное серое небо; конечно, это не относится к тем случаям, когда облака рельефны и создают определенное настроение. Очень мягкие тени лишают снимки ощущения глубины и объема – так же, как в сумерках – но, в отличие от сумерек, пасмурная погода лишена очаровательных пастельных тонов, которые могли бы компенсировать этот недостаток. Изображения часто получаются более холодными, с оттенком синего – поэтому лучше фотографировать в RAW с последующей коррекцией баланса белого. Приемлемо также использовать инструменты «Уровни» и «Кривые», если Вы хотите получить на фотоотпечатках весь диапазон контраста.
Другие погодные условия.
Погода – это всего лишь большой фильтр, который расположен между Солнцем и Вашим объектом съемки. С одной стороны, свет может быть теплым и направленным, как свет Солнца в ясный день. С другой – холодным и обтекающим, как свет, рассеянный через плотную облачность. Между этими двумя крайностями расположено множество частных условий, зависящих от толщины и протяженности облаков, и в Ваших силах выбрать из этих условий наиболее оптимальное для съемки.
Переменная облачность – это прекрасный инструмент для рисования светом и тенью, нужно только терпение и желание поймать нужный момент. Это прекрасная возможность, которую фотографы часто упускают.
Дождь очищает воздух от частиц пыли, поэтому после дождя можно получить очень контрастные фотографии. Закаты после дождя выделяются яркими красками и темным небом, которое может послужить прекрасным контрастным фоном, особенно если появляется радуга.
Другие погодные условия – такие, как туман или дым – значительно уменьшают контрастность, особенно для объектов, находящихся вдалеке, таким образом, удаляясь от объекта, можно самостоятельно выбрать устраивающий Вас уровень контрастности.
Да, еще предлагаем Вам отдать голос за своего любимчика: