Фотосъемка при искусственном освещении не может быть ограничена только лишь жанром фотопортрета. Натюрморты представляют собой снимки разнообразных предметных композиций. Они довольно интересны по изобразительной форме, а также по образности отображения окружающего мира.
Натюрморт в фотоискусстве представлен как самостоятельный жанр. Он имеет собственные задачи, личный круг тем и сюжетов, а также присущую только ему некую выразительность и крылатость художественного языка. При фотосъемке натюрморта очень широко применяют все изобразительные средства жанровой фотографии. Это может быть световое, а также колористическое решение, тональность и различные композиционные средства. Методы и пути решения поставленных задач обретают в данном случае особенную конкретность, так как на фотоснимках могут быть изображены не только предметы, но и возрождается обстановка, а также среда, окружающая эти предметы. При этом создается и определенный настрой. В связи с этим созерцатель получает прекрасные впечатления от находящихся в кадре настоящих предметов, а также от ожидаемого за пределами фотокадра пространства.
Натюрморт не следует считать элементарным жанром фотографического искусства. При этом очень важно достичь максимально законченного светового решения кадра. Композиция, представленная в кадре, должна быть совершенной. Добивайтесь ясной передачи на фотоснимке объемных форм внешнего вида поверхности предметов, а также удачного расположения их в пространстве. Фотограф должен подобрать свет особенно тщательно и максимально точно. Ведь при помощи света можно передавать на фотоснимках ощущение гладкой поверхности предметов, а также их шершавости.
В подавляющем большинстве случаев натюрморт выступает как изображение предметов крупным планом. На фотоснимках они должны быть такими, какими мы привыкли их видеть в повседневной жизни. Такое возможно только в том случае, если рисунок предметов будет передан с помощью соответствующих осветительных приборов. Собственно поэтому натюрморт рассматривается не только как независимый жанр фотоискусства, а также как оригинальный учебный процесс по освоению технических моментов освещения, а также как путь к повышению мастерства фотографии.
Прежде всего, следует остановиться на предметах натюрмортов. Внимание фотолюбителя всегда могут привлекать традиционные предметы. Это могут быть фрукты, овощи, фарфоровая и стеклянная посуда, орудия человеческого труда, а также предметы быта. Тематика указанных натюрмортов очень разнообразна и довольно неисчерпаема. Зачастую основным при изображении натюрморта является его изобразительная форма, а также мастерство фотографа при установке осветительных приборов. При этом тема, которой посвящается снимок, не является главной.
Чтобы получить любопытный по светотеневому решению и тональности фотоснимок, достаточно при съемке натюрморта использовать только один источник света.
Например, Вам необходимо снять натюрморт, который составлен из белой фарфоровой посуды и веточки с бутоном розы. Эти предметы размещены на белом фоне и освещены с помощью рассеянного света, идущего со стороны фотокамеры. Белый фон, а также светотональное освещение дадут возможность сконцентрировать внимание созерцателя на форме предметов. Колористический выбор светлых тонов способен подчеркнуть изящество форм снимаемых предметов.
При съемке натюрморта предметы должны размещаться на темно-сером фоне. Источник света должен использоваться один. Контрастное освещение способно выпукло обрисовать объемные формы предметов и показать фактурность их поверхностей. Темный фон позволит сконцентрировать внимание зрителей на самом объекте фотосъемки, исключив при этом из кадра пространство, которое окружает предметы.
Когда Вам необходимо сфотографировать изделия из фарфора, можно использовать как белый, так и черный фон. В этом случае основой тонального построения композиции является контраст между малоконкретным темным фоном и светлой посудой. Отображение предметов в стекле, на котором они устанавливаются, дают возможность создать очень интересное изображение. Чтобы четко обрисовать контуры сервиза, применяйте задне-боковой верхний свет. Впереди предметы можно осветить с помощью источников рассеянного света.
При фотографировании блестящих поверхностей фарфоровых, а также стеклянных изделий применяется передне-боковое освещение. В этом случае очень сильно могут быть видны блики. Они оживляют композицию. В большинстве случаев блики нежелательны, так как они могут мешать целостному восприятию формы снимаемых предметов. В том случае, когда Вы фотографируете изделия из прозрачного стекла на просвет, расположите сзади стеклянных предметов белый, очень ярко освещенный фон. При этом все блики на поверхности предметов исчезнут. Чтобы натюрморт казался более декоративным и реалистичным, в стакан и в кувшин следует налить воду. Для того чтобы получить особенно широкие темные полосы в водном пространстве, по бокам белого фона следует установить темные затенители. При этом в одном фотоснимке будут совмещены графичность, которая появляется в момент съемки прозрачных стеклянных изделий на просвет, а также тональные переходы, присущие водному пространству.
Это все примеры статичных натюрмортов. При их съемке можно не торопясь разместить предметы, правильно подобрать и установить осветительные приборы, а также отыскать самое лучшее как композиционное, так и световое решение фотографии. Наиболее сложными по своему построению и технологии фотосъемки являются так называемые динамичные натюрморты, когда есть движение. Довольно просто снимать такие композиции с помощью ламп-вспышек, хотя и при свете обыкновенных софитов имеет место фотосъемка предметов, которые перемещаются, а также льющейся жидкости.
При фотосъемке натюрмортов особое внимание уделяйте фону. Поверхность, на которой размещаются предметы, и фон разделяются горизонтальной линией. Это происходит в большинстве случаев и мешает единому восприятию фотоснимка, так как линия способна делить изображение на части. Чтобы линия на снимке не была видна, Вам необходимо выбрать либо высокую точку съемки, либо в качестве фона применять довольно большой лист белой бумаги или кусок ткани. В этом случае ткань или бумага должны иметь плавный переход из горизонтального пространства в вертикальную плоскость.
Качественно снимать натюрморты можно при помощи объективов с разнообразными фокусными расстояниями. Все это будет зависеть от замыслов фотографа. Чтобы обеспечить достаточную глубину резкости и высокую разрешающую способность, необходимо диафрагмировать объектив от значения 1:8 до 1:11. Чтобы получить высокую резкость и передать на снимках фактурность предметов, используйте фотопленку с минимальной чувствительностью. Для этого потребуется установить фотоаппарат на штатив. Положение фотокамеры при съемке натюрморта должно быть фиксированным. В таких случаях очень удобно осуществлять компоновку кадра. Чтобы наблюдать за предметами, пользуйтесь видоискателем и находите наиболее удачные расположения каждого из них.
Да, еще предлагаем Вам отдать голос за своего любимчика: